Майя Гришина: К предвыборному процессу пресса подходит с большой ответственностью

Гoсудaрствeнныe СМИ дoлжны бeсплaтнo прeдoстaвлять эфирнoe врeмя и плoщaдь в пeчaтнoм издaнии кaндидaтaм и пoлитичeским пaртиям, нo мoгут дeлaть этo и зa дeньги. С другoй стoрoны, в этoм вoпрoсe нaдo вoврeмя oстaнoвиться. Нaпримeр, ввeдeниe в прaктику прoстaвлeния штaмпa в пaспoрт прoгoлoсoвaвшeгo трeбуeт нeмaлыx измeнeний в зaкoнoдaтeльствo, знaчит, для такой новации нужен большой подготовительный этап. Он создал и закрепил на практике культуру освещения деятельности политических партий на принципах объективности, достоверности и равенства.Беседовала Ксения Редичкина Вы можете им дать свою оценку?- Ясно, что улучшение законодательства о выборах будет идти постоянно. Их изготовление и размещение было оплачено из избирательного фонда. Мне бы, вместе с тем, хотелось заниматься тем, что знаю лучше всего. Главное, вносить такие изменения заранее, если затем появляется необходимость уточнения других законов и подзаконных актов. Чтобы облегчить этот процесс, на сайте ЦИК будет размещён сервис «Уведомления СМИ». Единственное уточнение, которое появилось недавно, заключается в том, что в единое понятие СМИ включились сетевые издания. Любые видеоряды и ролики, размещённые в них, попадают под понятие «предвыборный агитационный материал». Жеребьёвку проводит избирком субъекта. Я думаю, этому способствует, в частности, и закон о гарантиях равенства парламентских партий при освещении их деятельности государственными СМИ, который действует с 2009 года. – Какова ответственность СМИ за нарушение законодательства в ходе предвыборной агитации?- Я лично в своей работе всегда стараюсь сделать так, чтобы до нарушений не доходило. То есть можно сформировать список адресатов, а потом одним кликом отправить уведомления в необходимые комиссии. Они имеют такие же права по освещению выборов, как и все остальные средства массовой информации.- Есть различия в правилах участия в предвыборной агитации для государственных и коммерческих СМИ?- Есть нюансы. Есть в законе о СМИ и статья 16.1, которая гласит, что в случае двукратного нарушения со стороны редакции, Роскомнадзор по суду может до окончания избирательной компании приостановить выпуск этого СМИ. Должна быть ссылка на информацию о том, кем выпущен материал, каков его тираж. И тенденция к такому уменьшению есть. Например, статья 5.5 Кодекса об административных нарушениях предусматривает штраф за нарушение правил информационного обеспечения выборов. В частности, речь шла о том, что информация должна быть объективной, достоверной, обеспечивать равенство партий и кандидатов. Она рассказала «Парламентской газете» о том, как должны себя вести СМИ в ходе предвыборной кампании, где лучше всего пиариться кандидатам — одномандатникам и почему предвыборная агитация в соцсетях — дело сложное.- Майя Владимировна, какие основные задачи вы для себя ставите в старом-новом качестве члена ЦИК?- Направления деятельности каждого из нас определит коллегиально ЦИК нового состава. Вот, пожалуй, и все ограничения. Если СМИ общероссийское, то расценки подаёт в ЦИК, и мы их публикуем. Запрещено также оказывать услуги по необоснованно завышенным или заниженным расценкам в сравнении со средней рыночной ценой. Но, конечно же, законодательство предусматривает разного рода ответственность за нарушения со стороны СМИ. Частные федеральные издания также могут размещать платную агитацию депутатов — одномандатников. Стабильны пока жалобы по поводу выпуска подложных агитматериалов, а вот на средства массовой информации жалоб становится меньше. При этом в мире есть страны, где эти отметки в паспорт делаются.- О каких ограничениях должны в первую очередь помнить СМИ, которые планируют освещать ход избирательных кампаний и представлять свои ресурсы для агитации кандидатов?- Напомню, что правовое регулирование деятельности СМИ на выборах было серьёзно обновлено в 2002 году. Главное, чтобы цены были одинаковы для всех партий и кандидатов. Рассматривать инициативы — право Госдумы. Это касается опубликования агитматериалов в неустановленном порядке, результатов опросов общественного мнения. Что касается обмена мнениями и комментариями, то тут мы проследить не можем.- Но если поступают жалобы, то в дело включается комиссия ЦИК по информационным спорам?- Да, в ЦИК на федеральных выборах создается рабочая группа по информационным спорам, которая рассматривает жалобы тех партий и кандидатов, которых не устраивает процесс освещения выборов или проведения агитации. Что касается СМИ без госучастия, то они берут плату, которую декларируют в течение 30 дней со дня назначения выборов. Если общероссийское печатное издание захочет предоставлять услуги по агитации на выборы депутатов Госдумы, то оно должно направить соответствующее уведомление в ЦИК, а если одновременно это издание предоставляет печатную площадь для агитации, скажем, в Облдуму, то и в областной избирком должно поступить аналогичное письмо. Решения рабочей группы носят для ЦИК рекомендательный характер. А ЦИК надо выходить на юридическое решение, ведь жалобы носят конкретный характер.Нам хочется, чтобы жалоб было как можно меньше, особенно обоснованных. Это взаимодействие со СМИ, вопросы предвыборной агитации, работа с партиями и кандидатами в связи с предоставлением гарантированного законом эфирного времени, печатной площади. А также обучение избирательных комиссий в субъектах Российской Федерации, включая участковые комиссии, подготовка для них учебных программ и методических материалов.- Парламент сейчас рассматривает много инициатив, связанных с изменениями выборного законодательства.
2016ФедеральныеФедеральный уровень

Комментарии и уведомления в настоящее время закрыты..

Комментарии закрыты.